Если вам нужно скоротать опеделенный отрезок времени, а на улице холодно (осень, зима, весна) либо плохая погода, либо вы устали, либо хочется скоротать время, предаваясь сну, а вы далеко от дома, или если не к кому зайти для скоратывания времени – я советую вам обратить внимание на рейсовые автобусы. Зайдя в автобус, вы рано или поздно сядете на теплое сиденье, мимо вас будет проезжать меняющийся городской пейзаж, причем Тюмень развивается настолько быстро, что (если вы не едете по классическому для вас маршруту, повторяющемуся ежедневно) прятные удивления вам в любом случае обеспечено. Кроме того, в автобусе можно еще и сладко поспать. Мне могут возразить, что автобус имеет вредную привычку увозить вас на определенное и зачастую далекое расстояние от места посадки. И это далеко не всегда оправдано с точки зрения коротания времени (кроме случаев, в которых требуется скоротать время и одновременно куда-то приехать; в этом случае лучше пользоваться теми маршрутами, которые ведут к пункту назначения длиннейшим путем, например ехать на Дом Обороны на IX троллейбусе). Да, для обычных маршрутов это так. Но в нашем славном городе существует целый ряд автобусных маршрутов с одной конечной остановкой, т.е. полукольцевых. Сев в такой автобус на остановке, близкой к конечной, мы можем проделать достаточно большой круг, в идеале равный удвоенной длине маршрута. Как правило, он занимает прилично времени. Многие, с кем приходилось обсуждать эту тему, выражали свой скепсис по поводу недопущения кондуктором автобуса подобных экзерсисов. Однако, как показывает практика, кондуктору либо пофиг, либо тебя он не замечает вовсе. Это, однако, не относится к маршрутам с низким пассажиропотоком (например, №60), где вам могут задать ряд вопросов(такое бывало). В любом случае вы не нарушаете никаких правил, и максимум, что можно ожидать от кондуктора, это недоумение. К полукольцевым в Тюмени относятся почти все маршруты, обслуживающие микрорайоны (12,13,14,17,30,60), и еще 43,15 и 38. Из них самый большой круг делает 17- й, обходя с 1 по 6 микрорайоны, и 14-й с 12-м, обходя 4-6 микрорайоны по корявому пути. Круг 30-го и 60-го автобусов тоже весьма неплох, при этом выгоден наличием на маршруте Государственных автобусов. Круг 13-го по микрорайонам невелик, но он объезжает ул.50 лет октября, так что время поездки тоже может быть значительным. 15-й автобус доезжает до границы города по червишевскому тракту и едет обратно, до Рабочего поселка – тоже длинный маршрут, но поток имхо все же меньше, чем на 30-м (да и не пробовали мы всерьез по нему ездить). Маршрут 38-го (от вокзала через Горбатый мост по частному сектору до Мельникайте, затем по объездной в обход 1 и 2 южних микрорайонов, и по Червишевскому тракту обратно) хорош, длинен, но гос. автобусы ходят редко, да и большой поток только в часы пик. 43-й автобус имеет конечную, как и 15-й, далеко на Рабочем поселке и делает круг по центру города, возможно, лучший из всех, но редко ходит. На взгляд автора, для коротания времени лучше всего подходит автобус марки ЛиАЗ-622 (это классический старый муниципальный автобус, чаще всего желтого или красного цвета) – теплый, уютный и медлительный. Зимой он самый теплый из Государственных, но гораздо дольше частных едет (а нам это на руку). Соответственно больше всего подходят маршруты, обслуживаемые подобными автобусами и с большим потоком пассажиров (легче затеряться, а сесть вы рано или поздно сможете, доказанный факт), а это 30 и 43. Правда, при езде на 30 автобусе вас может подстерегать одна неприятная случайность: доехав до 3 микрорайона, водитель объявит, что автобус сделает круг, но в город не поедет. В таком случае вам придется заседать на холодной остановке….иногда долго….но такие случаи случаются не так часто. Преимущество использования государственных автобусов не столько в дешевом проезде (да и разница в 2-3 рубля невелика), сколько в малой скорости, доверчивости кондукторов и наличии 622-х ЛиАЗов. Кстати, о цене проезда: в «нечастных» автобусах можно попробовать применить метод Сергея Скавыша: морду кирпичом, студенческий в раскрытом виде и рубль в руку кондуктора. Иногда работает, говорят. Автором такие эксперименты не проводились, но опыт проезда по справке, на которой была фотография кошки, дает право думать о действенности метода Скавыша. Кстати: самые доверчивые кондукторы – в троллейбусах, самые недоверчивые – в гос. автобусах. Работа кондуктора частного автобуса основана на том, что вновь вошедшие сами при появлении кондуктора начинают суетиться и/или протягивать деньги. Достаточно перестать это делать – и вы увидите, как число случаев льготного проезда резко возрастет. Несколько советов по другим маркам автобусов. Хуже всего ездится в автобусах системы Икарус: повышенная вибрация, из-за которой сложно заснуть, уткнувшись в стекло, собачий холод зимой и злой кондуктор. Троллейбус тоже может попасться холодный (особенно с бортовым номером больше 45). В частных автобусах тепло и не трясет, но они слишком быстры. Вдобавок, долго стоят на остановках, напуская холодного воздуху. В ЛиАЗе-5256 хорошо, но мало сидений. ------продолжение следует------